#НашаМузыка #Мелодия Народная музыка Южной России. Песни русского казачества Записи 1965 - 1983, выпуск 1989, Мелодия (2LP) на двух пластинках 1. НАРОДНАЯ МУЗЫКА ЮЖНОЙ РОССИИ. 2. ПЕСНИ РУССКОГО КАЗАЧЕСТВА. ПЕСНИ РУССКОГО КАЗАЧЕСТВА. Ощущение светлой, жизнеутверждающей силы, патриотизм, щедрость и привольная широта распева, властная чеканность плясовых ритмов — это мир казачьей песни... Он легко и безошибочно узнаваем с первого же звука, хотя и бесконечно разнообразен. Музыкальная культура русского казачества включает в себя традиции донских, кубанских, уральских, терских, алтайских, семиреченских и других групп. Разделенные географически, они складывались а разное время, испытали на себе влияния различных межэтнических контактов. Однако все эти традиции восходят к народной музыкальной культуре Дона, так как именно Войско Донское явилось родоначальником остальных казачьих войск. Существует ряд стилевых признаков, общих для большинства казачьих групп. В первую очередь, это ведущая роль мужской воинской песенной традиции, причем ее особенности сохраняются не только в мужских, но и в смешанных, и даже в женских исполнительских коллективах. В последнем случае женщины подражают тембрам и манере вокализации мужских голосов. Ведущий жанр мужской казачьей традиции — протяжные песни («тяглые», «вилючие»), стилевую антитезу им представляют плясовые («частые», «скоморошные», «частушки», реже — «круговые»); к мужским относятся и строевые, походные песни, связанные с традиционным воинским бытом. Именно в этих трёх жанрах наиболее ярко проявляются основные стилевые черты казачьей музыкальной культуры: особенности мелодической организации напевов, тембро-интонационной сферы, многоголосной фактуры. Свадебные, хороводные и календарные песни исполняются преимущественно женщинами и представляют иной стилевой пласт. Практически но отличаясь от южнорусских песен соответствующих жанров, они могут рассматриваться как честь песенной культуры Южной России. Один из ярчайших отличительных признаков казачьей песни — сложная, насыщенная многоголосная фактура, в которой обычно выделяются два основных функциональных пласта, две голосовые партии: «басы» — гетерофонный пучок голосов, ведущих основную мелодическую линию, и «дискант» или «голосник» — верхний подголосок, чаще всего солирующий. Нередко певец, ведущий партию дисканта, вокализирует без слов, на одни гласные. Впечатляет особая масштабность казачьих протяжных песен. Она достигается за счет широких внутрислоговых и межслоговых распевов, словообрывов, повторов, многочисленных вставок различных гласных в середину слов. Многосоставность казачьей музыкальной культуры, ведущее положение жанров мужской традиции, протяженность напевов — все эти черты определили принципы составления пластинки, в которую включены центральные жанры четырех казачьих традиций: протяжные песни, в том числе с былинными сюжетами, плясовые и одна строевая песня. Пластинка 2 ПЕСНИ РУССКОГО КАЗАЧЕСТВА 1. Ай, да по крутым-то горам гулял наш Добрынюшка, былина 2. Ай, да как на речке да ну было… («На речке Камышнике») 3. Ай, да он ходил-бродил, младец, долго с вечера 4. Ой, разливалась весной полая вода, плясовая песня 5. Ай, полно, полно нам, братцы, крушиться, протяжная песня 6. Горы, мои горы, горы Закавказские, протяжная песня 7. Меня ноне мамунюшка бранила 8. Ой, за горами, за долами, да за кременскими 9. Не туман-то, туман со синя моря да сподымался,протяжная песня 10. Во Вилоне, славном городе,былина 11. Ой ты, молодость, молодость, протяжная песня 12. Ой, по морю было, по морюшку, былина 13. На горе, горе, на высокой красоте, свадебная песня 14. То не пыль-то курит, протяжная песня 15. В саду дерево цветет, строевая песня Открывают пластинку песни донских казаков в исполнении сельских ансамблей Ростовской и Волгоградской областей. Основу их репертуара составляют протяжные песни; при всем многообразии сюжетов среди них можно выделить группу особенно любимых народными певцами и наиболее показательных для всех казачьих традиций. Это песни гeроико- патриотического содержания, центральный образ которых — воин-богатырь (нередко герой былинного эпоса или один из прославленных казачьих атаманов), самоотверженно защищающий Родину, иногда — погибающий на чужбине. Некоторые из таких песен звучат на пластинке: это былина о Добрыне (1), «На речке Камышинке» (2) и «Горы Закавказские» (6). В последней песне обращает на себя внимание необычное звучание виртуозного мужского подголоска. «Частые» плясовые песни донских казаков могут сопровождаться игрой на шумовых инструментах — бубне (4), трещотках, колотушках. Вторая сторона пластинки посвящена казачьим традициям, формировавшимся в условиях интенсивных межэтнических контактов. В конце XVIII века на юго-восточных окраинах русского государства создается Кубанское казачье войско. Две основные волны заселения Кубани — русская (казаки с Дома и Хопра) и украинская (запорожские казаки) — определили особенности кубанской традиции, складывавшейся в процессе тесного взаимодействия русской и украинской народно-песенных, культур. В многоголосной фактуре кубанских песен более, чем у донских казаков, развито гомофонное, начало, линии голосовых партий менее импровизационы: верхний солирующий подголосок (обозначаемый термином «тянуть» или «выводить») линеарно и ритмически стабилен. Эти особенности отчётливо видны в представленных на пластинке двух песнях русских («линейных») станиц Краснодарского края — протяжной с исторической тематикой «То не пыль-то крутит» (14) и строевой «В саду дерево цветёт» (15). Создание терских казачьих войск (полков) на Северном Кавказе также относится к концу XVIII века, однако первые русские поселенцы — беглые крестьяне из Средней России и Поволжья, группы донских и волжских казаков — появились здесь уже к концу XVI столетия. За время длительного проживания на Северном Кавказе русские тесно сблизились с коренным населением края. В свадебной и похоронной обрядности терских казаков, традиционной народной одежде, музыкальном инструментарии, хореографии отчётливо прослеживаются горские элементы. На пластинке звучат былина о Соколе-корабле (12) и единственный включённый образец женской казачьей традиции — свадебная величальная песня «На горе, горе, на высокой красоте» (13), в которой сочетаются особенности ритмической структуры тембра и многоголосного склада поволжских свадебных песен и яркий казацкий национальный колорит, подчёркнутый шумовым сопровождением (постукивание на медном тазе). Историческая судьба казаков-некрасовцев определила необычность их музыкальной культуры, в течение двух с половиной столетий развивавшейся в условиях этнической изоляции. Как и в других «очаговых» традициях, в песнях казаков-некрасовцев наиболее своеобразной является сфера звуковысотной организации. Все жанры объединены одним типом многоголосной фактуры — однорегистровой вариантной гетерофонией. Особый признак мелодии некрасовцев, видимо, заимствованный у их восточных соседей, — богатство и разнообразие мелизматики, нехарактерной для песен других казачьих групп. Отличительной чертой песенности некрасовцев стала и значительная развитость женской традиции, включающей свадебные песни и причеты, а также большой пласт хороводных («карагодных», «крыловых») песен. В настоящее время женщины являются также основными исполнительницами былин, которые распеваются не в стилистике протяжных песен, как у донских и терских казаков, а представляют собой особый жанровый тип. Возможно, с возрастанием роли «женских» жанров связано отсутствие в некрасовской традиции плясовых и строевых песен Однако при всем своеобразии местной жанровой системы центром ее, как и у других групп казачества, являются протяжные песни. Часть их — с лирической, «женской» тематикой — входит в свадебный цикл. Особую группу составляют исторические песни некресовцев, в котором более, чем в других жанрах, нашли свое отражение самобытность и уникальность судьбы этой этнической группы. Главный герой этих песен — Игнат Некрасов, основная тема — прощание с Родиной и уход на чужбину. В пластинку включены три песни казаков-некрасовцев, проживающих ныне в Левокумском районе Ставропольского края: былина о Тугарине (10) и две протяжные (9, 11), относящиеся к разным тематическим группам. Все песни, вошедшие в состав, пластинки, звучат в исполнении этнографических коллективов различных казачьих групп, в состав которых вошли лучшие, признанные мастера народного пения, подлинные знатоки местных традиций. Наряду со студийными записями, в пластинку включены уникальные экспедиционные материалы (2—5, 7, 8, 12, 13), хотя и несовершенные технически, но доносящие до слушателя своеобразие живого звучания казачьих песен в естественной бытовой атмосфере. Авторы записей: А. Кабанов (1—8, 12, 13), В. Медведева (9—11), Н. Бондарь (14, 15). Составлена пластинка автором аннотации. Е. Дорохова #Фольклор #Русский #Русская #Русские #Календарь #Культура #Традиция